С 2021/2022 учебного года в гимназии
начата работа по реализации инновационного проекта
«ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МНОГОМЕРНОГО ЧТЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».
2
Цель инновационного проекта: повышение уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников.
Значимость инновационного проекта:
- внедрение технологии многомерного чтения соответствует основным стратегическим приоритетам развития системы образования в Республике Беларусь;
- обеспечивает достижение метапредметных результатов обучения, заложенных в образовательном стандарте начального образования;
- совершенствует и обогащает методику обучения на первой ступени общего среднего образования.
Сроки проведения инновационной деятельности: 2021 – 2024 г.г.
Научное сопровождение проекта:
Гин Светлана Ивановна, профессор кафедры педагогики и частных методик ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат педагогических наук, доцент;
Капшай Наталья Павловна, доцент кафедры педагогики и частных методик ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат филологических наук, доцент;
Добродушенко Марина Иосифовна, начальник управления методического сопровождения образовательного процесса центра дошкольного, общего среднего и специального образования ГУО «Гродненский областной институт развития образования».
В реализации инновационного проекта принимают участие педагоги:
Карпович Татьяна Владимировна, учитель начальных классов;
Мархелевич Елена Францевна, учитель начальных классов;
Синютич Светлана Геннадьевна, учитель начальных классов;
Смирнова Светлана Григорьевна, учитель начальных классов;
Шулейко Алла Владимировна, учитель начальных классов.
Актуальность инновационного проекта состоит в том, что внедрение технологии многомерного чтения, которая доказала свою эффективность при апробации в различных учреждениях образования, позволяет рассматривать функциональную грамотность как ценностный ориентир, позволяющий учащемуся постоянно применять приобретаемые знания и умения для решения жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений. Именно с начальной школой связан наиболее интенсивный и личностно значимый для каждого учащегося этап становления его функциональной грамотности, когда происходит интенсивное обучение различным видам речевой деятельности: письму и чтению, говорению и слушанию.
Технология многомерного чтения:
- целенаправленно соотносится с функциональной грамотностью, являясь способом ее формирования;
- предполагает целостное изучение произведения (в имманентном и контекстуальном планах), не разрушая целостность читательского восприятия содержания и смысла, проектирует выделение смысловых зон, продуктивных для формирования метапредметных результатов обучения;
- активизирует неявные смыслы и подтекст, реконструкция которых проводится в контекстуальном разборе на междисциплинарном уровне, с применением уже имеющихся у учащихся знаний и умений, приобретенных при изучении других учебных предметов и в процессе самообразования;
- ориентирована на развитие творческих способностей учащихся, которым необходимо в эвристическо-исследовательской деятельности найти решение проблемы, обогащающее представление о содержательности литературного произведения;
- раскрывает многомерность познаваемого окружающего мира и человека в нем.
Следует обратить внимание на следующие результаты, являющиеся определяющими при оценке уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников, к которым относятся:
- владение базовыми общеучебными умениями и навыками;
- осуществление мыслительной деятельности на соответствующем возрастным особенностям уровне (анализ, синтез, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей, выявление закономерностей);
- умение применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира;
- проявление познавательной активности;
- осуществление поиска решения учебной задачи и интерпретация полученных результатов;
- владение навыками осознанного чтения.
НОВОСТИ
*****Последний учебный день первой четверти для второклассников стал ярким и запоминающимся. В рамках реализации инновационного проекта «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников» в гимназии прошёл «День самообразования». Ребята принесли познавательные книги, которые с удовольствием самостоятельно изучали. Затем принимали активное участие в обсуждении прочитанного, рисовали рисунки по изученному материалу и делились впечатлениями. Фотоотчёт »»»
*****Как известно, в каждой стране и у каждого народа есть свои национальные традиции, относящиеся, в том числе, и к проведению различных праздников. Иногда среди таких традиций встречаются очень экзотические, необычные и экстравагантные. Накануне Нового года в гимназии прошел «День самообразования» по теме «Как встречают Новый год, люди всех земных широт» среди учащихся 2 классов. Ребята узнали много нового и интересного, вспомнили о традициях празднования Нового года в нашей стране и каждый рассказал о традициях в своей семье. Фотоотчёт »»»