биология
В рабочих тетрадях выполнить лабораторную работу
Лабораторная работа № 11
Строение семян однодольных и двудольных растений.
Цель работы: изучить особенности строения семян одно – и двудольных растений.
Оборудование: набухшие семена фасоли и зерновки пшеницы, скальпель, предметные стёкла, лупа.
Ход работы:
1. Рассмотрите внешнее строение семян фасоли и зерновок пшеницы.
2. Снимите кожуру с семени фасоли и осторожно раскройте семядоли. Разрежьте аккуратно зерновку вдоль на две половины.
Сравнивая строение семян, отметьте, где расположены зародыш, питательная ткань.
А) Зарисуйте внешнее строение семян фасоли и зерновки пшеницы.
Б) Отметьте их основные части.
Зерновка пшеницы: Семя фасоли:
1) стебелёк; 1) стебелёк;
2) семенная кожура; 2) семенная кожура;
3) семядоля; 3) семядоли;
4) корешок; 4) корешок;
5) почечка; 5) почечка;
6) эндосперм.
3. Сравните строение семян фасоли и пшеницы, заполнив таблицу:
Название частей семени |
Строение семени |
Значение |
|
Фасоли |
Пшеницы (кукурузы) |
||
Семенная кожура |
|||
Эндосперм |
|||
Зародышевый корешок |
|||
Зародышевый стебелёк |
|||
Зародышевая почечка |
|||
Семядоля |
4. Составить схему " Состав семян", используя термины:
1. Зольные вещества; 2. Неорганические вещества; 3. Органические вещества; 4. Клейковина (растительный белок); 5. Крахмал; 6. Жир; 7. Вода.
Сделайте вывод. Каковы особенности строения семян однодольных и двудольных? Найдите черты сходства и отличия.
Дополнительные вопросы:
1. Какие вещества в семени являются запасными?
2. Какие приспособления имеются у семян для защиты от неблагоприятных условий?
3. Из какой части семяпочки образуется семенная кожура?
4. Объясните пословицу «От худого семени не жди доброго племени».