Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by

Для вас, родители!

Дата: 18 декабря 2013 в 14:52, Обновлено 18 сентября 2021 в 13:08
Автор: Таянко Е. В.

Законодательство Республики Беларусь об ответственности родителей за воспитание детей

Конституция РБ
Статья 32. Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

Женщина и мужчина по достижении брачного возраста имеют право на добровольной основе вступить в брак и создать семью. Супруги равноправны в семейных отношениях.

Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь.

Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей.

Женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья.

Молодежи гарантируется право на ее духовное, нравственное и физическое развитие.

Государство создает необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии. 

Закон РБ О правах ребенка
Статья 17. Ответственность семьи за ребенка

Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.

Родители (опекуны, попечители) обязаны сопровождать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами.

При нахождении детей на государственном обеспечении родители обязаны возмещать в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание их детей, в случаях и порядке, установленных законодательными актами Республики Беларусь.

Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь.

В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь.
 

Кодекс Республики Беларусь о Браке и Семье
Статья 68. Личные неимущественные права и обязанности родителей

К личным неимущественным правам и обязанностям родителей относятся права и обязанности по:

определению собственного имени, отчества, фамилии детей;

определению гражданства детей в случаях, предусмотренных законодательством о гражданстве Республики Беларусь;

определению места жительства детей и их регистрации по месту жительства и месту пребывания;

воспитанию детей, осуществлению ухода и надзора за ними;

осуществлению представительства от имени своих детей;

обеспечению защиты прав и законных интересов детей.
 

Кодекс Республики Беларусь о Браке и Семье
Статья 75. Воспитание детей

Родители осуществляют воспитание детей, попечительство над ними и их имуществом. Под воспитанием понимается забота о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

Все вопросы о формах и методах воспитания детей, получении ими образования, об отношении к религии, организации свободного времени и иные вопросы воспитания детей решаются обоими родителями по взаимному согласию. Разногласия между родителями по вопросам воспитания детей разрешаются в судебном порядке.

Несовершеннолетние родители имеют право на участие в воспитании ребенка.

До приобретения несовершеннолетними родителями, не состоящими в браке, дееспособности в полном объеме их ребенку назначается с согласия законных представителей опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка.

Разногласия по вопросам воспитания детей, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.
 

Кодекс Республики Беларусь о Браке и Семье
Статья 80. Лишение родительских прав

Родители или один из них могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка, если будет установлено, что:

они уклоняются от выполнения обязанностей родителей;

они злоупотребляют родительскими правами и (или) жестоко обращаются с ребенком;

они ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка;

они отказались от ребенка и подали письменное заявление о согласии на усыновление при их раздельном проживании с ребенком;

в течение шестимесячного срока после отобрания у них ребенка по решению комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка не отпали причины, послужившие основанием для отобрания у них ребенка, указанные в части первой настоящего Кодекса.

Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

При отказе без уважительных причин взять ребенка из организации здравоохранения после рождения или при оставлении ребенка в организации здравоохранения после рождения в обязательном порядке предъявляется иск о лишении родительских прав.

При лишении родительских прав обоих родителей, а также одного родителя, если передача ребенка другому родителю нецелесообразна или невозможна, суд принимает решение о передаче ребенка на попечение органа опеки и попечительства.

О принятом решении суд уведомляет орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту регистрации рождения ребенка.
 

Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях
Статья 10.3. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей

1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, – влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

2. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища – влечет наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях
Статья 9.4. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей

1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, –влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, –

влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.
 

Гражданский Кодекс Республики Беларусь
Статья 943. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет

1. Несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несет ответственность за причиненный вред на общих основаниях.

2. В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями, усыновителями или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

Если несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, нуждающийся в попечении, находился в организации, которая в соответствии с законодательством является его попечителем (организации здравоохранения, учреждении образования, учреждении социального обслуживания, иной организации), эта организация обязана возместить вред полностью или в недостающей части, если не докажет, что вред возник не по ее вине.

3. Обязанность родителей, усыновителей, попечителя и соответствующей организации по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия, либо в случае, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.
 

Гражданский Кодекс Республики Беларусь
Статья 944. Ответственность родителей, лишенных родительских прав, за вред, причиненный несовершеннолетним

На родителя, лишенного родительских прав, суд может возложить ответственность за вред, причиненный его несовершеннолетним ребенком, в течение трех лет после лишения родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.
 

Уголовный Кодекс Республики Беларусь
Статья 174. Уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении

1. Уклонение родителей более трех месяцев в течение года от уплаты по судебному постановлению средств на содержание несовершеннолетних или совершеннолетних, но нетрудоспособных и нуждающихся в материальной помощи детей –наказывается общественными работами, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до одного года.

2. Уклонение родителей от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, выразившееся в неявке на работу десять и более рабочих дней в течение трех месяцев либо в сокрытии или занижении ими размера заработной платы и приравненных к ней доходов, а равно в уклонении от трудоустройства по судебному постановлению, совершенном в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, повлекшее за собой неисполнение или неполное исполнение обязательств по возмещению расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, –

наказывается общественными работами, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до одного года.

3. Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, –наказываются исправительными работами на срок от одного года до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок от одного года до трех лет, или лишением свободы на срок до двух лет.


Примечание. Под уклонением от трудоустройства по судебному постановлению в настоящей статье понимаются уклонение от явки в органы по труду, занятости и социальной защите, организации для трудоустройства, от прохождения медицинского осмотра, получения необходимых для трудоустройства документов, а также иные виновные действия (бездействие), повлекшие неисполнение судебного постановления о трудоустройстве.
 

Уголовный Кодекс Республики Беларусь
Статья 159. Оставление в опасности

1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи –наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.

2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, –наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет со штрафом или без штрафа.

3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, –наказывается арестом или лишением свободы на срок до трех лет со штрафом.
 

 Несколько рекомендаций родителям:

  1. Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки.
  2. Не оскорбляйте ребенка и его круг общения.
  3. Будьте другом и помощником своему ребенку.
  4. Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.
  5. Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.
  6. Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне с вашей стороны о прекращении работы за компьютером, то не следует торговаться с ребенком, надо четко заявить о своей позиции и объяснить её.
  7. Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. 
    Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники. 
    С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 мин. в день). 
    Для подростка 10-12 лет желательно не более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами.
  8. Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.
  9. Необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям, чтобы он чувствовал радость от этого.
  10. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими.
  11. Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры.

Не ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить

Факты, которые должны насторожить родителей:

  • ребенок начал есть, пить, учить уроки, не отходя от компьютера;
  • ребенок начал проводить ночи за компьютером;
  • ребенок начал прогуливать школу для того, чтобы поиграть за компьютером;
  • как только ребенок возвращается домой, то сразу направляется к компьютеру;
  • ребенок забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось);
  • ребенок находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;
  • ребенок шантажирует, угрожает, если ему запрещают играть на компьютере.

1 сентября – не только праздник и начало нового этапа в жизни малышей. Для детей, которые впервые переступают порог школы, это еще и большой стресс. Если не подготовить ребенка и не помочь в преодолении этого состояния, нелюбовь к школьным будням и даже психологические проблемы в будущем гарантированы. Как избежать таких последствий, нам рассказала Татьяна Баранович, психолог, гештальт-терапевт.

Чем вызван первосентябрьский стресс у детей?

Стресс – это всегда нагрузка, вызванная определенными факторами. Ребенок, который идет в первый класс, попадает в новую для себя обстановку, выходя со среды, к которой привык: новый коллектив, учитель, новый вид деятельности, новые эмоции. 

На 6-7 лет приходится очередной кризисный период в психологическом развитии и поведении ребенка. С этого времени он уже готов нести ответственность, появляется осознанность, самоактуализация, исчезает спонтанность действий, присущая детям младшего возраста. Вот этот психологический "перелом", который совпадает с началом обучения, может вызвать стрессовое состояние у любого ребенка.

Чем могут помочь родители, чтобы уменьшить стрессовое состояние первоклашки?

Мамы и папы должны обязательно сохранять спокойствие, ребенок тонко чувствует эмоциональную суету родителей, это состояние передается ему. Поэтому от вас должен идти позитив, а не тревога. Ваша тревога и раздражительность может осложнить отношение к школе. Сделайте акцент на том, что 1 сентября – это настоящий праздник! Не покупайте все необходимое самостоятельно, возьмите своего первоклассника, пусть он сам выберет себе одежду, в которой пойдет на праздничную линейку, рюкзак, пенал… Все то, что будет окружать ребенка каждый день в школе, должно ему нравиться. А после линейки устройте семейный праздник.

Синдром 7 сентября: как его избежать?

Советы психолога: как пережить стресс от 1 сентября?

Советы психолога: как пережить стресс от 1 сентября?

Часто случаются ситуации, что после недели в школе ребенок понимает: праздник закончился, начались будни. Желание продолжать все это дальше исчезает. В это время малыши могут даже заболеть, жалуются на головную боль, слабость, отсутствие аппетита. Это явление педагоги и психологи называют синдромом 7 сентября. Это форма адаптации к школе, которая в 6-7-летнем возрасте продолжается 2-3 месяца. Но давать слабинку маленькому школьнику категорически не рекомендую. Впрочем, и в жесткие рамки ребенка ставить нельзя. Нужна поддержка и понимание родителей. 

Важно подобрать четкий индивидуальный режим: пораньше ложиться спать, раньше просыпаться. После уроков оставляйте время на игры, только потом, после игровой активности, беритесь за домашние задания. Не нужно перегружать первоклассника различными кружками. Мотивируйте школьника к успеху. Для разных детей мотивация будет разной: общение, любимая учительница, познание того, что ему интересно. Третий фактор преодоления синдрома 7 сентября – поощрение. Замечайте, что лучше всего получается у школьника, хвалите его за достижения. 

В этот же период у первоклассников могут возникать непростые ситуации в общении с классом или учителем. Это тоже одно из проявлений адаптации к школе. Здесь вы должны стать поддержкой и опорой для своих детей. Довольно распространенная ошибка родителей – становиться на сторону учителя в любой ситуации. Ребенок должен быть в центре внимания, иначе еще с первых дней учебы у него может возникнуть неприязнь к школе, нежелание учиться, испортятся отношения с учителем. Так же и в отношениях с одноклассниками. Не бойтесь посоветовать сыну дать сдачи мальчику, который его постоянно обижает физически, чтобы он почувствовал, что не слабее, или рассказать дочке, которая страдает от обид одноклассника, что, возможно, она ему просто нравится... 

А для того, чтобы понимать, что происходит с вашим первоклассником, с ним необходимо постоянно разговаривать, только в диалоге, чувствуя поддержку, ребенок сможет открыться вам.

Психологические техники, которые помогут преодолеть школьные стрессы

Советы психолога: как пережить стресс от 1 сентября?

Советы психолога: как пережить стресс от 1 сентября?

Игра. Выстройте сюжет, типичный для школы (для конкретного случая вашего ребенка) с помощью его любимых игрушек. Например, одна кукла отобрала ручку у другой. Играя, вместе ищите верное решение ситуации, советуйте, как поступить правильно, обязательно интересуйтесь мнением ребенка.

Сказка. Придумайте вместе сказку, сюжет которой содержит такую же ситуацию, которая сложилась у вашего первоклассника, где главные герои переживают те же эмоции (пусть это даже простое нежелание вставать утром или высидеть на уроке). Ищите способы решения, создавая финал своей сказки.

Поговорите о страхах. Вариация сказочного сюжета, связанная с озвучиванием страхов из школьных будней. Придумайте вместе с ребенком историю о том, как правильно побороть то, чего он боится.

Рисование. Предложите ребенку нарисовать его школьное окружение: класс, одноклассников, учителя. Пусть нарисует все так, как он видит, и расскажет про свой рисунок. Так откроются основные факторы детского стресса, с которыми нужно бороться.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.